Перевал Дятлова и Маньпупунер на вертолете.Семидневный вертолетный тур на Маньпупунер и к Перевалу Дятлова. |
1. Программа тура к Маньпупунер и Перевалу Дятлова
3. Видео и фильмы из тура на Маньпупунер
4. Маршрут передвижения по дням
5. Фото из тура к плато Маньпупунер и Перевалу Дятлова
7. Ответы на популярные вопросы
Уточнить цену |
|||||||||||
Северный Урал / Приполярный Урал | ||
Регион проведения тура: | Свердловская область — Республика Коми | |
GPS плато Маньпупунер: 62°15′28.44″ С 59°17′52.8″ В | ||
Продолжительность тура | 7 дней / 7 ночей | |
Протяженность маршрута | 1 071 км | |
Цель путешествия | Познавательный туризм, активный отдых, минералогия, рыбалка, спелеология, гастрономический туризм, навыки сплава на катамаранах (байдарках) по горно-таёжной реке, этнография и пребывание в условиях полного отсутствия цивилизации | |
Техника (транспорт) | Вертолет Ми-8, вахтовка, автобус | |
Условия проживания | ||
В мобильном лагере | ||
Питание | ||
Трёхразовое (вариант меню можно согласовать) | ||
Размер группы | 14 человек | |
Сопровождение | Гид, шеф-повар (возможен проводник манси) | |
Возраст участников | От 12 лет | |
Тур на Маньпупунер в формате вертолетной экспедиции проводится на территории сакральных мансийских земель и ориентирован на тех, кто желает посетить все известные достопримечательности Северного Урала за одно посещение. Все сразу за семь дней.
Комбинированный тур-экспедиция предполагает посещение и обзор самых известных достопримечательностей Северного Урала: легендарного горного хребта каменных идолов-истуканов — Маньпупунёр, места силы и энергетических аномалий — каменных ворот горы Отортен, печально известного Перевала Дятлова и хребта Горы мертвецов (Холатчахль). Путешественников также ждет пеший трекинг по оригинальному пути группы Игоря Дятлова, сплав по таежной реке Лозьве, рыбалка, исследование пещер, где в холодных удаленных гротах сталактиты образуют целые ледовые завесы, а также знакомство с бытом и легендами малых северных народов — манси.
Предлагаемое нами путешествие уникально тем, что оно проходит сразу в четырех федеральных регионах России: начинается на территории Ханты-Мансийского Автономного округа с последующим перелетом в республику Коми, транзитным перелётом через Пермский край, а заканчивается на севере Свердловской области.
Сроки проведения путешествия согласовываются заранее ( указываются в графике клубных вертолётных экспедиций).
Это будет интереснейшее путешествие в самые дебри уральской северной тайги, включающее перелет на вертолёте, пеший трекинг в горах и сплав на катамаране по священной мансийской реке. |
Предлагаемое нами путешествие уникально тем, что оно проходит сразу в четырех федеральных регионах России: начинается и заканчивается на территории Ханты-Мансийского Автономного округа с последующим перелетом в республику Коми, транзитным перелётом через Пермский край и север Свердловской области.
Маршрут очень насыщен, необыкновенно познавателен и интересен. Территория, на которой располагается плато Мань-пупу-нёр (республика Коми), гора Отортен и Перевал Дятлова (Свердловская обл.) весьма труднодоступна. Это абсолютно дикая местность, для которой характерно полное отсутствие цивилизации: только далёкие становища с коренными жителями, проживающими в дальних урманах в полной автономии, в непривычных для современного человека условиях, так же, как и многие века назад.
Сроки проведения путешествия согласовываются заранее (указываются в графике клубных вертолётных экспедиций).
Объект | Действие | Расстояние до следующей точки, км |
Координаты | ||||
Вертолётная площадка | Посадка на борт | 0 | |||||
Плато Мань-Пупу-Нёр | Посадка. Высадка группы. Ожидание 1 час 30 минут. Посадка на борт |
330 | GPS: 62°15'6.29"С 59°17'22.29"В | ||||
Хребет Отортен и Арка "Царские ворота" |
Транзитный пролёт. Обзор. По согласованию возможна дополнительная посадка |
45 | GPS: 61°51'47.01"С 59°20'25.54"В | ||||
Озеро Лунтхусаптур | Транзитный пролёт. Обзор | 1 | GPS: 61°51'5.38"С 59°20'54.69"В | ||||
Урочище Поритайтсори | Транзитный пролёт. Обзор | 5 | GPS: 61°48'35.48"С 59°21'21.16"В | ||||
Перевал Дятлова | Посадка. Высадка группы. Ожидание 1 час. Посадка на борт. По желанию - трекинг до Избы Ильича |
10 | GPS: 61°45'17.53"С 59°26'45.09"В |
||||
Изба (база) Ильича | Стационарный лагерь.Высадка группы. Полная разгрузка борта |
33 | GPS: 61°45'28.03"С 59°50'23.28"В |
||||
Река Лозьва | Сплав и рыбалка | 0 | GPS: 61°45'28.03"С 59°50'23.28"В | ||||
Пос. Тресколье (манс.) | Автопереброска | 100 | GPS: 61°37'30.39"С 60° 2'3.48"В | ||||
Река Вижай | Сплав | 0 | |||||
Золотые ворота, пещеры | Сплав | 40 | GPS: 61°14'17.22"С 60° 4'37.20"В | ||||
Пос. Вижай | Загрузка в автобус, переезд | 0 | GPS: 61°16'18.74"С 60°11'30.43"В | ||||
Нягань | Прибытие | 430 | |||||
Итого преодоленное расстояние | Общее / вертолётом / пешком / сплавом / автобусом: | 994 / 424 / 33 / 80 / 530 |
За время, проведённое в условиях полного отсутствия цивилизации в экспедиционных условиях, путешественники смогут:
Экскурсия с посещением плато Маньпупунер, видео | Экскурсия с посещением Перевала Дятлова, видео | |
Экспедиция к плато Маньпупунер и Перевалу Дятлова, 2018 год | Фильм об экспедиции "7 чудес Северного Урала", 2018 |
По прибытии группы на плато Болванов предусмотрена экскурсионная часть, включающая в себя осмотр каменных столбов выветривания, информационно-познавательную лекцию, активную часть движения до столбов (от вертолётной площадки — 880 м). Фотосессии и видеосъёмка. Движение и осмотр каменных идолов регламентировано и осуществляется только по специально обустроенным заповедником дорожкам из дроблёного камня. Отсюда хорошо просматриваются близлежащие горные хребты и Поясовый камень Главного Уральского хребта. Очень живописен вид на горную вершину хребта Печерья-талях-чахль (Печерьяталяхсяхыл). Время пребывания на плато Маньпупунёр ограничено: Не более 1,5 часов. По окончании экскурсии участники возвращаются к вертолёту и отдыхают в беседке у избы егерей — работников биосферного заповедника. Шампанское для участников экспедиции по случаю посещения 7-го Чуда России. На плато для группы предусмотрен лёгкий ланч, предварительно приготовленный шеф-поваром, включающий в себя сэндвичи, домашние закуски и таёжный чай на травах. После окончания экскурсии и перекуса осуществляется посадка группы на борт для дальнейшего перелёта на юг вдоль горной части Уральского хребта к Перевалу Дятлова. Через окно иллюминатора Вы сможете увидеть еще одну визитную карточку Северного Урала — гору Отортен, в подножье которой расположено чистейшее горное озеро Лунтхусаптур (пер. «Озеро одинокого гуся»). Есть старинная легенда, что во время Всемирного потопа в этом озере на большой высоте спасся один-единственный гусь, который, согласно финно-угорской мифологии, является прародителем всего живого на Земле. Дневное время. Посадка вертолета на перевале Дятлова в ложбине хребта Холат-Чахль (Гора мертвецов / Мёртвая гора), где по преданию погибли девять охотников манси. На этом же месте погибла группа студентов УПИ под руководством Игоря Дятлова (февраль 1959 г.). Примерное расстояние перелета — 80 км, продолжительность второй части полета — 30 минут. Время нахождения борта в режиме ожидания у подножия хребта ХолатЧахль — 0,5-1 час. Экскурсионная часть, фотосессии у мемориальной стеллы. После фотосессий и экскурсионной части для желающих покинуть Перевал Дятлова организуется посадка в вертолёт, и группа покидает место высадки. Продолжительность и расстояние третьей части перелёта — 15 мин / 35 км. Посадка на берегу реки Лозьвы у избы Ильича. Для желающих провести два дня в активном трекинг-походе. Предусмотрена пешая часть маршрута. Перед началом пешей части — детальное знакомство с несколькими версиями трагической гибели туристов: от банальной лавины до испытаний секретного оружия и инфразвуковых природных явлений. Гид информирует участников тура о месте расположения палатки и обстоятельно рассказывает ряд занимательных фактов об истории поисков и последующих экспедициях в этот район. На перевале путешественники проводят до 1,5-2 часов дополнительного времени (в зависимости от погодных условий). После окончания экскурсионной части на склонах Горы Мертвецов участники экспедиции спускаются по тропе к зоне леса. На склоне хребта растут кусты голубики и черники (поспевает в августе), мха и карликовых берез. Впоследствии пейзаж меняется, и группа попадает в мир неподвижных елей и немых каменных россыпей. Участники трекинга переносят личную и общую амуницию (спальники, палатки, прочие личные вещи) самостоятельно. Для любителей активного трекинга и пеших переходов предусмотрен вечерний туристический ланч-ужин (предварительная расфасовка в индивидуальные походные ланч-боксы — походное меню — либо ужин, состоящий из армейского сухпайка). Организуется мобильный походный лагерь. Вечерний и ночной отдых у костра в общем шатре или индивидуальных личных палатках. Остановка на ночь предполагается на знаменитой туристической стоянке «Вилка-Ложка». Туристы-энтузиасты в свое время, сидя под перевалом, в ожидании погоды в горах, вырезали из дерева метровую ложку и вилку. Сейчас этот столовый набор дополнился ножом и штопором. Рядом со стоянкой протекает горная река Ауспия с кристально чистой водой. Участники путешествия распаковывают личные вещи, занимаются обустройством лагеря для ночевки (постановка палаток, оборудование кострового тента). Заготовка дров для вечернего костра производится коллективно, участие в сборе дров принимает каждый путешественник. Вечер. Для части группы, совершившей перелёт к берегу реки Лозьвы и посадку у базы Ильича, предусмотрено свободное время и отдых у реки. Адаптация к горным условиям Северного Урала, отдых от перелёта, общение участников экспедиции у костра. 21:00 Праздничное застолье. Горячий изысканный ужин от Шеф-повара. Общение участников группы. Обсуждение планируемых будущих маршрутов. Возможна корректировка маршрутных ниток исходя из текущей погодной ситуации в горах. 23:00 Отбой. Отдых. По общему желанию команды топится мобильная баня. Участие в сборе дров для ночного костра принимает каждый путешественник. Ночь на берегу реки Лозьвы. Северный Урал. Восточный склон Уральского хребта. Свердловская область. Возможное питание в экспедиции Горное плато Маньпупунёр (Маньпупунёр, Мань-Пупу-Нёр, Мань-пупы-ньер, Мань-пупыг-нер) или плато со Столбами выветривания (мансийскими болванами) — это геологический памятник, расположенный в Троицко-Печорском районе Республики Коми России. Каменные столбы находятся на территории Печоро-Илычского заповедника на горе Мань-Пупу-нёр (с языка манси переводится как «малая гора идолов»), в междуречье рек Вычегды и Печоры. Второе название — «Болвано-из», что с языка Коми — «Гора идолов». Отсюда и произошло народное упрощённое название останцев — «Болваны». Останцев на плато 7, высота от 30 до 42 м. Фактически на плато Маньпупунер столбов выветривания больше чем семь, просто одна группа из семи столбов стоит кучнее. С Маньпупунёром связаны многочисленные легенды, прежде он являлся объектом культа манси. С 2008 года Семь столбов выветривания, расположенных на Уральском хребте, были официально признаны одним из Семи Чудес России. Около двух сотен миллионов лет назад на месте плато, где находятся эти столбы выветривания, располагались огромные горы, состоящие, в основном, из слабых пород. Эти породы подвергались воздействию различных природных явлений. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы и в первую очередь слабые породы. Твёрдые серицито-кварцитовые сланцы, из которых сложены останцы, разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижения рельефа. И только столбы выветривания остались сегодня в первозданном виде. Геологическое название столбов на плато Маньпупунёр — останцы. Горное плато Мань-Пупу-Нер всегда было священным местом для вогулов, но его сила носила отрицательный характер. Подниматься на плато Маньпупунер рядовому человеку запрещалось категорически, туда имели доступ лишь шаманы, для подзарядки своих магических сил. Шесть из семи столбов выветривания располагаются по краю обрыва, а седьмой находится в отдалении от них. Каждый из Мансийских Болванов имеет своеобразную и причудливую форму. Причем, если смотреть на столбы выветривания с разных сторон, то всякий раз видятся разные образы. Могут почудиться люди, животные, предметы. Один столб, высотой 34 метра, стоит несколько в стороне от других; он напоминает огромную бутылку, перевёрнутую вверх дном. Шесть других выстроились в ряд у края обрыва. В прошлые времена манси обожествляли грандиозные каменные изваяния, поклонялись им, но подниматься на Маньпупунёр было величайшим грехом. Невероятное чувство свободы возникает при виде с вершины горы огромного пространства с обнаженными долинами, с ясным контуром лесов, со сложным рисунком сглаженных отрогов. Огромное счастье, стоя на вершине хребта, дышать холодным воздухом, навеянным с океана, лежащего далеко на севере, любоваться необозримой далью! Посередине Урала место, где сходятся четыре лоскуточка — Пермский край, Республика Коми, Ханты-Мансийский автономный округ и Свердловская область. Здесь и таятся каменные гиганты. Перелёт: г. Нягань — Маньпупунёр — 325 км |
Ожидание участников треккинга. Возможен дневной радиальный выход в верховья реки Лозьвы с целью сбора коллекций минералов, рыбалки на хариуса, фотосессий. Для передвижения по речному берегу необходимо иметь резиновые сапоги, а также походный дождевик на случай дождя или грозы. Шеф-повар с походной кухней и мобильными шатрами располагается стационарно на берегу реки Лозьвы у базы Ильича, находится в режиме ожидания основной группы на месте высадки на протяжении всего краткосрочного путешествия участников экспедиции. Желающие отдохнуть и насладиться природой Северного Урала без радиальных выходов остаются в расположении лагеря в течение всего дня и занимаются сборкой катамаранов. 20:00-21:00 Горячий ужин (согласно меню), на берегу реки. Отдых. После 21:00 у участников экспедиции существует возможность посетить настоящую рубленную мансийскую баню с пихтовыми вениками, которая поможет снять усталость дневного перехода. Общий сбор группы у костра. Впечатления участников экспедиции. Обсуждение предстоящего сплава и планомерного графика движения по реке. Ночь в лагере на базе Ильича. Участники экспедиции отдыхают в собственных или клубных палатках, спят на туристических ковриках в утеплённых спальных мешках. Трекинг по оригинальному пути группы Дятлова (для первой части группы).
Завтрак походно-туристический, состоящий из сублимированных продуктов.
Сборка мобильного ночного лагеря, укладка рюкзаков, подготовка к пешему треккинг-переходу по туристической тропе.
10:30 Всё светлое время суток нить маршрута проходит по пересечённой таёжной и горной местности, по берегу реки Ауспия и её ручьям-притокам, мимо белых мхов, свисающих с веток северного леса. Участники экспедиции переносят спальники и облегченные клубные палатки, а также личные вещи в собственных рюкзаках. Для комфортного передвижения туристам желательно иметь треккинговую обувь и палки для скандинавской ходьбы, а также походный дождевик на случай дождя. Костры на протяжении похода не разжигаются. Каждые 40 минут ходьбы команда останавливается на короткие паузы 5-10 минут для того чтобы восстановить силы.
14:00 Остановка на обед-перекус. Шеф-повар заранее расфасовывает и готовит походное питание, основной рацион которого составляют калорийные сублимированные продукты, протеиновые батончики, разносолы, сало и прочие экспедиционные, питательные и восстанавливающие силы продукты. Разведение костров опасно и может быть причиной лесных пожаров, в связи с этим в пеших переходах для приготовления еды используются ТОЛЬКО газовые горелки и облегчённые газовые баллоны.
15:30 После продолжительного отдыха и обеда команда размеренно продолжает продвигаться к стационарному базовому лагерю, расположенному на реке Лозьве (База Ильича). Заключительная часть пути проходит по старому вездеходному следу. 19:00 Прибытие на стоянку под названием «Изба Ильича» или «База Ильича». Ранее, во времена госпромхозов это была орехо-промысловая база. Кедровый орех заготавливали в могучем старом кедраче в пяти километрах от базы. Изба расположена в живописном месте: вокруг высокоствольный сосновый бор, на реке обширный плес, где когда-то рыбачил сторож геологической партии Ильич. Геологи давно покинули эти места, но название места осталось.
Вечер. Встреча с группой. Обустройство мобильного лагеря, индивидуальные дела.
20:00-21:00 Горячий ужин (согласно меню), на берегу реки. Отдых.
Возможное питание в экспедиции
От Избы Ильича можно совершить экскурсию вверх по реке Лозьве для ловли хариусов, тайменей или сбора минералогических коллекций. Любители минералогии могут собрать коллекцию обкатанных камешков всевозможных расцветок и форм. Также в путешествие в верховья можно отправиться для зарисовки пейзажей и фотографирования. Участникам экспедиции необходимо быть осторожным, иметь средства самозащиты (фальшфейер, ракетницу "сигнал охотника" с боезапасом из свето-шумовых патронов, не углубляться в тайгу поодиночке и без средств защиты: прибрежные травы помяты бродящими медведями, это иногда заметно на берегах реки. Тайга молчалива и сурова. Она даёт приют, кормит, но она же может и бесследно поглотить. Она снисходительна к тем, кто верит ей, кто понимает ее или хочет понять. И она же оборачивается безжалостной к тем, кто страшится ее, кто не в состоянии от страха или по безрассудству оценить ее грозную силу. База «Ильича» — место пересечения нитей маршрутов, расходящихся к Перевалу Дятлова и к легендарному плато Мань-Пупу-Нёр. Здесь тайга настоящая, нетронутая, с непроходимыми буреломами и чистейшими реками. От избы Ильича начинается подъём на Перевал Дятлова. Расстояние пути от избы Ильича до перевала Дятлова составляет 25 км, 10-12 часов перехода. От базы Ильича до плато МаньПупуНёр по Уральскому хребту расстояние 95-105 км, 5-6 дней в пути (по взгорьям — 145 км, 6-8 дней пути). Расстояние дневного трекинг-перехода: 25 км |
Сборка лагеря, упаковка личных вещей в непромокаемые гермомешки, сбор общего клубного снаряжения, распределение снаряжения и продуктов по катамаранам, обвязка вещей, распределение участников экспедиции пропорционально нагрузке на каждый катамаран. 13:00 Начало сплавной части. Оптимальное расположение: 4 человека на 1 катамаране. Верховья реки Лозьвы и ее притоков труднодоступны, ранее здесь действовали лагеря для заключенных. В ГУЛАГовские времена вдоль Лозьвы активно кипела жизнь: по реке сплавляли лес молевым способом или на плотах. На крутых поворотах часто можно встретить сложенные из бревен стены, это построенные заключенными отбойники, чтобы сплавной лес не втыкался в берег и не создавал заторов. По верхнему течению Лозьвы вдоль её берегов можно увидеть много живописных скал. Река притягивает людей по двум причинам: её окрестности — красивейший уголок нетронутой природы Северного Урала, а из-за отдалённости от цивилизации в реке ещё осталась довольно крупная рыба — можно неплохо порыбачить. Лозьва — священная река у манси. В некоторых местах на деревянных сваях на высоте 2-3 метров встречаются деревянные амбары, в которых охотники-манси хранят необходимый для выживания в тайге минимум. Встречаются и сетчатые чуланы, предназначенные для вяления добычи. Все подобные места защищены изображениями вогульских идолов. Рыбалка по ходу движения по реке. В верховьях уральской реки Лозьвы в основном обитают такие виды рыбы как таймень, щука, сибирский хариус, язь, тугун, плотва, пескарь, голец, ёрш, так же встречаются налим и елец. Самая активная рыбалка в верховьях Лозьвы происходит с конца июня и длится до конца сентября. Активный сплав по реке и рыбалка продолжаются до 19:00. В процессе сплава предусмотрены кратковременные стоянки на обед, для рыбалки и осмотра красивых скал-бойцов, которые возвышаются над рекой. При удачной ловле шеф-повар приготовит фирменное блюдо из рыбы "сашими на весле", а также угостит всех участников путешествия разносолами из домашнего погребка либо сварит настоящую уху из северной рыбы горной реки. Для промежуточного лагеря на берегу реки Лозьвы выбирается подходящее для стоянки место (широкая продуваемая коса либо таёжная полянка), участники путешествия распаковывают личные вещи, занимаются обустройством лагеря для ночевки, шеф-повар занят приготовлением ресторанной еды, сервировкой стола, прочими подготовкой к трапезе. Вечерние индивидуальные дела. 21:00 Горячий изысканный ужин в честь первого дня сплава. Отдых (по общему желанию команды топится мобильная баня, топливо — сухие дрова и плавник — собирается коллективно). Ночь на берегу реки Лозьвы, Северный Урал, Свердловская область. Река Лозьва — пятая по длине река Свердловской области. Древнее название — Лусум-Я, что в переводе с мансийского значит «Река, изобилующая старицами и заболоченными луговинами». Но на данный момент на всех картах используется коми-пермяцкое название Лозьва («лоз» — синий, голубой, « ва» — вода.) В верхнем течении реки вода действительно чистая, прозрачная. Главный исток Лозьвы берет начало в каровом озере на склоне горы г. Отортен (манс. Отыртен, Отортэн Оттортен). И гору, и озеро, и реку Лозьву манси считают священными. Природа на Лозьве типична для Северного Урала. В летний сезон в лесу много грибов и ягод (малина, смородина), в сентябре можно набрать кедровую шишку. Рыбалка на этом участке реки увлекательна, остра и результативна. Мелкий хариус на перекатах, таймень, иногда встречается щука, язь, окунь, налим и ёрш. Река Лозьва берёт начало на восточном склоне хребта Поясовый Камень, из озера Лунтхусаптур, которое расположено на склонах горы Отортен на Северном Урале. Течёт на юго-восток среди болот Западно-Сибирской равнины. Река имеет типично горный характер с перекатами, чередующимися с плесами и ямами. Ширина реки достигает 120 метров при средней глубине 1,5-2,5 метра. Основные притоки на этом участке — горные речки Сульпа, Ауспия, Ушма, Северная Тошемка, Вижай — быстрые, холодные, очень живописные. По верхнему течению Лозьвы по ее берегам можно увидеть много живописных скал. Лозьва притягивает людей по двум причинам: её окрестности — красивейший уголок нетронутой природы Северного Урала, а из-за отдалённости от цивилизации в реке ещё осталась довольно крупная рыба, можно неплохо порыбачить. Лозьва — типичная горная река Северного Урала, течет быстро между заросших тайгой холмов, разгоняясь на шумных перекатах, с силой бьёт напором в высокие скалы-останцы. Чередуя перекаты с глубокими ямами, река разбегается и с грохотом обрушивается на очередной скальный выход. Это вечное буйство происходит под мохнатыми сибирскими кедрами, пихтами, северными елями и соснами, разлапистыми и пушистыми. В годы советской власти лесозаготовка здесь велась силами заключённых. Лагерь заключенных находился в п. Ушма — единственном на пути населённом пункте. Когда-то он входил в систему Ивдельлаг, состоявшую из семи лагерей (учреждена приказом Сталина в 1930-е годы). Заключённые валили лес и молевым сплавом отправляли его вниз. Чтобы брёвна не застревали, а поворачивали вместе с течением, сооружались крепкие вертикальные стены-желоба из толстых деревянных брусьев прямоугольного сечения. Чтобы сдерживать напор воды и брёвен, со стороны берега конструкция отсыпана камнем на всю длину, порой достигающую 150 метров. Высота сооружения — до трёх метров. Подобные сооружения-отбойники находятся почти на каждом повороте петляющей реки. Река течёт в своеобразном жёлобе. Сплавляемый лес, словно по санной трассе, добирался до Ушмы. Потрясают результаты этого людского труда, «спрятавшего» в искусственное русло целую горную северную реку. Лагерь перестал функционировать с конца 70-х. Стены-желоба сохранились, но их изрядно потрепал суровый северный климат. Лозьва — священная река у манси. В некоторых местах на деревянных сваях на высоте двух-трёх метров встречаются деревянные амбары, в которых охотники-манси хранят необходимый для выживания в тайге минимум. Встречаются и сетчатые чуланы, предназначенные для вяления добычи. Все подобные места защищены изображениями вогульских идолов. Протяженность дневного перехода/сплава: 10-15 км |
11:00 Продолжение сплава по реке. В течение всего дня предусмотрена рыбалка, в тех местах, где участникам покажется перспективным. Шеф-повар по согласованию с группой двигается автономно, обгоняя команду, и ожидает группу ниже по течению реки на промежуточных стоянках с целью подачи горячего обеда и вечерней трапезы — сытного ужина. Продолжительность дневного сплава на катамаранах: 8-9 часов размеренного движения с короткими остановками для рыбалки и часовым перерывом на обед. Промежуточный лагерь с костром для обеда предусмотрен с 14:00 до 15:00. День/вечер. Прибытие на речную косу у мансийского становища "Тресколье". Экскурсия-треккинг (1 км в одну сторону) в мансийскую деревню Тресколье (пер. с мансийского: Керас-кол-павыл-я — «Дом у скалистой реки» или «Трес-Кол-Я» — каменный дом на берегу реки). Поселение расположено в живописнейшем месте напротив хребта Тумп-Капай (пер. с манс. «большая гора»). После недавних лесных пожаров большинство семей манси переселились в пос. Ушма, но в Тресколье ещё осталось несколько жилых домов. Здесь до сих пор нет электричества, связи, транспортных дорог. Весной, когда лёд на реке Лозьве начинает таять, деревня почти на два месяца остаётся без связи с внешним миром. Основные занятия трескольцев: охота, рыбная ловля, собирательство. Осмотр территорий поселения Тресколье. Поселения манси состоят из кямкелей — изб близких и дальних родственников. Постоянные избы отапливаются с помощью чувала — некоего подобия камина, собранного из жердей и обмазанного глиной. Это очаг использовали так же для приготовления пищи. Хлеб манси пекут в особых печах, расположенных недалеко от дома. Участники путешествия смогут своими глазами увидеть эти удивительные постройки, а также рубленые дома с двускатными крышами, печки для выпекания хлеба — нянь-кур, настоящие амбары на курьих ножках и священные ялпынг-сумьяхи, охраняя которые по всей деревне на деревьях висят тотемы — медвежьи и лосиные черепа. После 19:00 возвращение на речную косу — место очередной ночевки. Установка шатра, персональных палаток, благоустройство кемпинга. Коллективный сбор топлива для костра и ночной нодьи. Зарядка аккумуляторов для фото/видео техники. Вечерние индивидуальные дела. 21:00 Ужин. Представление шеф-поваром изысканных таёжных северных блюд, закусок из рыбы (при её наличии) с перчиком и хрустальным лучком и прочих основных мясных блюд, согласно предлагаемому группе меню. Отдых (по общему желанию команды топится мобильная баня, топливо для бани — сухие дрова и плавник — собирается коллективно). Ночь в тайге на берегу реки Лозьвы. Северный Урал. Свердловская область. Возможное питание в экспедиции Манси. Трудно проникнуть в таежные тайны без помощи местных жителей. Это почти невозможно и лишено всякого смысла. Пройдя реку десятки раз, легко пропустить все, что есть интересного на ее берегах. Поэтому основная часть нашего путешествия посвящена знакомству с удивительным таёжным народом, живущим в тайге в первобытных условиях. Манси немногословны, но хранят легенды о своём народе, тайны о сакральных местах и передают их только по наследству. Манси постигли природу вещей и событий. В этом их величайшая мудрость. Прожив всю свою жизнь в суровой тайге, они знают, что на земле все существует во взаимной связи и что природа, открывает свои тайны лишь тем, кто понимает ее. А понимать стихию — это значит уметь наслаждаться и справляться с ней. Веками затерянные в глубинах тайги манси в значительной степени сберегли древнюю самобытность. Сохранили своеобразную архитектуру дедовских жилищ: берестяные крыши, отсутствие потолков, низкий вход, ориентированный на юг. В мансийском становище Тресколья удастся натолкнуться на мансийские священные места — амбарчики с деревянными идолами. Это отголоски далекой языческой веры. Не стоит удивляться осколкам язычества: свобода религии распространяется и на этот вид веры. И относиться к священным местам мансийцев необходимо с уважением. Манси — народ, составляющий коренное население Северного Урала. Это финно-угорский народ, являются прямыми потомками венгров (относятся к угорское группе: венгры, манси, ханты). Самоназвание этого народа — мяньчи, маньси — означает «человек». Манси (манс. маньси; устаревшее — вогулы, вогуличи) — малочисленный народ в России, живущий преимущественно на территории Югры. Ближайшие языковые родственники хантов. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60% используют в обиходе русский язык. Первоначально манси жили на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV веках вытеснили их в Зауралье. В Ушме и Тресколье, на Севере Урала, живут еще коренные манси, потомки первых манси — настоящие манси. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, в XVIII веке были обращены в христианство, после обращения частично ассимилировались. Традиционные занятия — охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. Ловят рыбу, перегораживая ручьи запрудами. Большое значение в быту имеет сибирский кедр, с которого собирают огромный урожай кедровых орехов. Кроме того, из плетёного кедрового корня изготавливаются предметы быта, посуда, ящики, коробки, корзины. Распространены изделия из берёсты, коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, ковши, а также простейшая мебель. Используются гончарные изделия. Для передвижения манси уже в древности использовали лодки-долблёнки, лыжи, нарты (с собачьей, оленьей или конной упряжкой). Из оружия им были известны луки и стрелы, рогатины, различного типа клинки. Для охоты использовались различные ловушки (чирканы) и самострелы. Манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику, у них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Все это отражено и в фольклоре — мансийских сказах, преданиях и легендах. Протяженность дневного сплава: 15-20 км |
Берега Лозьвы преимущественно пологие, местами крутые, скалистые; в процессе сплава группа делает короткие остановки с целью рыбалки и сбора дикоросов в зависимости от сезона (кедровый орех, жимолость, брусника, смородина, малина, голубика, грибы, родиола розовая — золотой корень). 12:00-13:00. Экскурсия 1. 14:00-15:00. Экскурсия 2. 15:00-16:00 Обед, приготовленный шеф-поваром на солнечной полянке берега реки, рядом с посёлком Ушма. 17:00-19:00 20:00 Вечерние индивидуальные дела. 21:00 Праздничный ужин (согласно меню) в честь участников путешествия. Предоставление шеф-поваром изысканных таёжных северных блюд, закусок из северной рыбы (при наличии) горной реки, вкуснейших сашими и традиционного согудая, малосольной рыбки с перчиком и хрустальным лучком и прочих основных мясных блюд, согласно предлагаемым группе различным вариантам ресторанного меню. По общему желанию группы принимается решению о текущем продолжении маршрута. Ночь в национальном посёлке Ушма на берегу реки Лозьвы. Утром следующего дня — переезд в пос. Тохта и последующий сплав по реке до посёлка Вижай. Возможное питание в экспедиции Золотая баба (коми Зарни ань; коми-перм. Зарни инь; хант. Сорни най) — легендарный идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири, в Сибири Золотую Бабу иначе называют «Сибирский фараон». Большинство ученых считают, что Золотая баба — мансийская богиня Сорни-эква. Это имя на русский язык переводится как «золотая женщина». Предания о Золотой бабе, скрывающейся где-то на Севере, появились очень давно. Они связаны с легендарной обширной страной, раскинувшейся в IX-XII веках в лесах, покрывающих долины Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. Населявшие эту территорию народы поклонялись огромному идолу — Золотой бабе. Ее святилище, днем и ночью охраняли шесть шаманов. Много сокровищ было накоплено служителями идола, носившего в сагах имя Юмала. Масса преданий о Золотой бабе ходит среди коми, ханты и манси. Так, оленеводы манси рассказывают такую легенду. Золотая баба была живой и могла ходить самостоятельно. Когда она перебиралась через Каменный пояс, как встарь называли Уральские горы, местная шаманка попыталась задержать ее, так как считала себя здешней хозяйкой. Тогда идол закричал страшным голосом, и от криков его умерло все живое на много верст. Дерзкая же шаманка упала навзничь и обратилась в камень. Найти Золотую Бабу пытались в течение многих столетий викинги, новгородцы, дружина Ермака, а позднее учёные-этнографы, но отыскать её не удавалось никому. Манси надёжно охраняли её, оберегая от врагов. Во времена освоения уральской части хребта русскими людьми, манси приняли решение перевезти её из пещер Северного Урала дальше, на север, в суровую глушь. В 60-х годах прошлого столетия появились сведения о том, что алтарь «Золотой Бабы» может находиться в районе озера Ендра, расположенного примерно в 100 км на запад от Ханты-Мансийска. Из этого озера в соседние озёра были проложены системы древних волоков, что позволило предположить то, что в начале 20-го века на Ендре было многолюдное стойбище племен ханты и манси с малоизвестными, схематически нанесенными на карту, малоизученными озёрами. Из пещер Северного Урала старейшины и шаманы манси ушли дальше на север, унося с собой «Золотую Бабу». Вполне возможно, что в низовьях Оби, в безлюдной глухой тайге, в болотах или на островах озёр, она ждёт своих исследователей, чтобы открыть им свою тайну. Протяженность дневного сплава: 8-10 км |
ДЕНЬ 6. Автопереброска на реку Вижай. Сплав | |
|
7:00 Ранний подъём. Завтрак. Сборка катамаранов, упаковка личной и клубной амуниции, погрузка снаряжения в грузовой автомобиль-вахтовку «Урал» и переезд группы со всем снаряжением по грунтовым лесным дорогам таёжной местности на грузовом автомобиле «Урал» по маршруту пос. Ушма-заброшенная деревня Тохта на расстояние около 100 км с целью сплава по горной реке Вижай — Ялпынг-Я. |
13:00-15:30 Стапель. Коллективная сборка плавсредств под руководством опытных гидов. В зависимости от уровня воды в реке будем сплавляться на катамаранах (по большой воде) или на туристических байдарках (по малой воде). Остальные участники помогают увязывать личные вещи и общественное снаряжение на палубе катамарана / байдарки. 15:30-16:00 Начало сплава по реке Вижай. Реки на Урале неглубоки и у местных жителей в основном используются длинные, узкие и остроносые лодки — челдонки, долблёнки. Спортивные байдарки в точности копируют их очертания. Несмотря на кажущуюся хрупкость, у них хорошая грузоподъёмность и остойчивость при малой осадке. Вижай — это типично горно-таежная река, сплав по которой технически несложен, но доставит истинное наслаждение любителям природы. Это одна из красивейших и таинственных уральских рек. По берегам реки располагались древние мансийские святилища. В настоящее время известен ряд культовых мест — в истоках и близ устья реки. Основной маршрут проходит через скальный известковый массив, что сильно влияет на характер реки: стремительные перекаты чередуются с глубокими ямами и плесами. По берегам множество красивых скал-бойцов. Также в этом районе много арочных скальных образований и пещер, с подземными озерами и реками. Передвигаясь на катамаранах по рекам, путешественники должны быть всегда начеку. На Северном Урале можно встретить типичных представителей фауны тайги и тундры, Азии и Европы: песцов, зайцев, соболей, волков, куропаток, белых сов, бобров, норку и других. Медведи на Северном Урале встречаются повсеместно, но увидеть их удается редко: зверь, почуяв запах человека, уступает дорогу. На берегах реки могут неожиданно появиться утки, лебеди, выдры, ондатры. Бывает, что и глухари или тетерева садятся на деревья над становищем, рябчики пролетают по утрам прямо над палаткой. Или вблизи вдруг появится какой-то зверь. Активный сплав по реке и рыбалка продолжаются до 19:00 часов. В процессе сплава предусмотрены кратковременные стоянки с целью обеда и рыбалки. Для промежуточного лагеря на берегу реки выбирается подходящее для стоянки место, участники путешествия распаковывают личные вещи, занимаются обустройством лагеря для ночевки, шеф-повар занят приготовлением вечернего ужина и сервировкой стола. Вечерние индивидуальные дела. 8:00 Ранний подъём. Индивидуальные утренние дела. 9:00- 10:00 Неспешный завтрак на берегу реки (согласно меню). Сборы лагеря, снятие с промежуточной стоянки, упаковка личных и общих вещей, обвязка катамаранов. Начало дневного движения вниз по реке Лозьве. Сплав вниз по течению реки Лозьвы и рыбалке на северную рыбу: щуку, хариуса и тайменя (поймал-отпустил). 14:00 Горячий обед. С 15:00 Продолжение сплава и рыбалка на реке Лозьве. Течение реки Лозьвы спокойное и медленное. По мере удаления от гор характер реки меняется, вдоль берегов появляются песчаные отмели, тайга становится менее глухой и труднопроходимой, всюду видны следы деятельности человека. В течение дневного активного сплава для желающих рыбаков и туристов существует возможность посещения живописного таёжного озера Елесинского (Маньинского), находящегося в 800 м от устья реки Лозьвы. От берега реки к озеру идет хорошо утоптанная тропинка. Несмотря на свою труднодоступность, водоем пользуется большой популярностью среди уральских охотников и рыбаков. Участники экспедиции должны быть оснащены GPS-навигаторами и фальшфейерами на случай встречи с дикими зверями. 19:00 Прибытие на промежуточную стоянку для установки ночного лагеря. Место стоянки выбирает гид-проводник, руководствуясь основными правилами сплава. Стоянка выбирается по согласованию с командой, желательно напротив скалы с ямой или омутом. Как правило, ночной хищник-таймень держится в ямах, глубоких плёсах, бочагах, омутах под крутыми скалами. Окончание дневного сплава. Установка шатра, персональных палаток. Коллективный сбор топлива для костра и ночной нодьи. Зарядка аккумуляторов для фото/видео техники. 21:00 Горячий ужин (согласно меню). Возможна организация мобильной бани. С 22:00- 23:00 — время ночной рыбалки на хищную рыбу с использованием специальных приманивающих снастей — мышь и nightwalker. Опытные рыбаки используют ночное время с целью рыбалки на тайменя, которая напоминает своеобразный процесс ночной охоты — ничем не передаваемое ощущение охотничьего азарта, способное завлечь собой даже не знакомого с подобным процессом рыбалки туриста-рыбака. Ночь на косе реки Лозьвы. Возможное питание в экспедиции
Ушминская пещера. Ниже мансийского посёлка Ушма, перед речкой Витим-Ятия, в скале Шайтан-Камень имеется несколько пещер. Наиболее крупная пещера находится в центре известнякового массива. Пещера двухярусная, нижняя часть полости обводнена, и имеет связь с рекой. Зимой, когда уровень воды в нижнем ярусе пещеры падает, можно попасть в подземный грот, где имеется предметы жертвенного культа манси. Почти все пещеры бассейна реки Лозьвы, куда можно включить реки Вижай, Северную Тошемку, реку Ивдель, являлись жертвенными местами. Об этом свидетельствуют находки, сделанные еще в прошлом веке местными краеведами. Женщинам-манси вход в пещеру был строго запрещен. Манси, путешествуя по Лозьве мимо этого святилища, высаживали всех женщин и детей в 2 км до скалы. Они должны были обойти священное место болотистым, густозалесенным противоположным берегом, запрещалось даже смотреть в сторону капища. Второй любопытный аспект касается строения Ушминской пещеры. Она двухъярусная, нижний ярус отделен от верхнего заполненным водой колодцем с сифоном. По сообщениям местных жителей, попасть в пещеру без специального снаряжения можно только зимой, когда уровень воды. Именно в этом гроте (по состоянию на 1978 год) имелись предметы жертвенного культа манси. В 2000-м году археологи здесь же нашли три медвежьих черепа с пробитыми в тыльной части отверстиями, что также свидетельствует в пользу ритуального использования места. Расстояние переезда на грузовом автомобиле по тайге: 100 км |
Вариант экспедиции со сплавом по Лозьве. | |||
Вариант экспедиции со сплавом по Вижаю. | |||
ДЕНЬ 7. Окончание сплава | |
|
8:00 Ранний подъём. Индивидуальные утренние дела. 9:00-10:00 Неспешный завтрак на берегу реки (согласно меню). 10:00-11:00 Сборка лагеря, упаковка личных вещей и общего клубного снаряжения, распределение оборудования и продуктов по плавсредствам, увязка вещей. 11:00 Продолжение сплава по реке. В течение всего дня предусмотрена рыбалка на перекатах или в заводях со стоячей водой. |
Продолжительность дневного перехода около 8 часов неторопливого сплава по реке с остановкой на обед и экскурсии к природным достопримечательностям.
Золотые (или Царские) Ворота — живописная скальная арка карстового происхождения, расположенная в непосредственной близости у воды. Диаметр отверстия ворот больше 4 м при толщине около 1,5 м. Многие считают, что арки имеют искусственное происхождение и были сооружены для шаманских ритуалов. По местным поверьям, проходить сквозь Золотые Ворота нельзя, поскольку они представляют собой мост между мирами живых и мертвых. Тот, кто пренебрегает этим предупреждением, неизменно подвергает свою жизнь опасности.
Пещеры. Участники экспедиции смогут побывать в неизвестных до недавнего времени уникальных пещерах, о существовании которых знают лишь немногие специалисты. Ощутят себя первопроходцами, а возможно и откроют новый проход в уже исследованной части пещеры. Также предусмотрен подъём на высокую скалу, откуда открывается величественный вид на Уральский хребет. 19:00 Прибытие путешественников в точку окончания путешествия — в расположение туристической базы "Вижай". Общий сбор участников группы в комфортной гостиной за праздничным столом. Шеф-повар клуба угощает фирменными блюдами и специалитетами, способными удивить даже самого требовательного гурмана.
21:00 Русская баня на берёзовых дровах (по желанию команды).
Ночь на базе "Вижай" в комфортабельных деревянных домиках.
8:00 Горячий завтрак (согласно меню). Завершающий, седьмой день сплава. После сытного таёжного завтрака, упаковки личного и общего снаряжения, обвязки катамаранов и прочих, предшествующих сплаву, действий, команда отправляется в путь вниз по течению реки Лозьвы до посёлка Вижай. Сплав по реке Лозьве предполагает отличную охоту, рыбалку, сбор грибов, ягод. Окружающая природа красива, щедра на природные дары. Река и тайга богаты дичью и рыбой. Из боровой дичи здесь водятся: глухари, рябчики, тетерева, богата она и водоплавающей птицей: утки, гуси, чирки. В реке кишит рыба — окунь, сибирский хариус, налим, таймень, щука, тугун, елец. Водный туризм на Лозьве тесно связан с рыбалкой. Рыболовный сезон летом начинается после окончания нереста рыбы, в конце июня. Рыбалка, короткие технические остановки, умеренный сплав, охота (только в осенние месяцы и при обязательном наличии лицензии). Удаленность от города, красивая природа, богатая рыбой река позволяют назвать этот участок реки Лозьвы лучшим в Свердловской области местом для спортивной ловли. Популярные у рыболовов и охотников участки реки у посёлков Ушма, Вижай, Бурмантово, Хорпия, Шипичный, Пристань, Юркино, Митяево, Понил, Новый Вагиль, дер. Кондратьева, с. Шабурово. 14:00 Горячий обед, промежуточный дневной лагерь у костра. 15:00 Продолжение сплава, при наличии достаточного запаса времени возможно посещение затона реки Лозьвы (9км выше пос. Вижай), где охотятся крупные щуки и таймень. 19:00 Прибытие на место конечной стоянки-эвакуации — базу Вижай, находящуюся на слиянии рек Лозьвы и Вижай. По прибытии на конечную точку маршрута, после размещения в избе базы "Вижай" (либо постановки лагеря для ночёвки группы), при достаточном запасе времени у участников путешествия существует возможность совершить пеший поход к арке "Золотые Царские Ворота Вижая". Золотые (или Царские) Ворота — живописная скальная арка карстового происхождения, расположенная на скальном выходе берега реки Вижай в непосредственной близости у воды. Диаметр отверстия ворот больше 4 м при толщине около 1,5 м. Многие считают, что арка имеет искусственное происхождение и была сооружена для шаманских ритуалов. По поверьям манси, проходить сквозь Золотые Ворота нельзя, поскольку они представляют собой мост между мирами живых и мертвых. Тот, кто пренебрегает этим предупреждением, может ощутить в будущем воздействие этого места силы и изменения в своей жизни (как правило, в худшую сторону). Вечерние индивидуальные дела. 21:00 Горячий ужин (согласно меню). Разборка катамаранов, байдарок. Упаковка походного снаряжения. Отдых. Спутниковая связь с цивилизацией с целью сообщения GPS-координат конечного расположения группы. Ночь на базе "Вижай" на берегу рек Лозьвы и Вижай. Возможное питание в экспедиции
Пос. Вижай. В 1930-1980-х годах Вижай был населён главным образом сотрудниками ИвдельЛАГа. Посёлок Вижай находится на слиянии двух рек: Вижай и Лозьвы, поселок построен в 20-30-е годы ХХ века как колония-поселение. Из-за своего географического расположения поселок имел большое значение не только для туристов и путешественников, отправляющихся на север, но и для народа манси, представители которого использовали его как перевалочный пункт при поездках в больницу, в школу с детьми, в магазины на "большую землю" — в г. Ивдель. От посёлка Вижая начинаются маршруты до популярных туристических объектов: перевал Дятлова, Мань-Пупу-Нёр (плато мансийских каменных идолов), хребет Молебный Камень, хребет Чистоп и других. К 2010 году посёлок Вижай пришёл в запустение, население сократилось до 16 дворов. В августе 2010 года, в результате лесных пожаров посёлок Вижай практически полностью выгорел, чудом уцелел один дом на берегу реки, а также памятник героям Великой Отечественной войны. Погибших не было. Население в количестве 26 человек переселено в Ивдель. Официально восстановление посёлка не планировалось, однако, несмотря на это, люди возвращаются на пепелище, проживая в палатках, и строят себе новые дома собственными силами. Поселок стоит практически в устье реки Вижай, здесь в давние времена здесь был затон, лесобиржа и пирс для погрузки леса в баржи, который сплавляли молевым способом по реке Вижай. Название реки Вижай переводится с языка коми как «Святая река» или «Святой отец», манси называют эту реку Ялпынг-я, что имеет такой же перевод. Интересно, что река Вижай течет с горы Ялпынг-Нер, или Молебный камень, так что «священный» перевод названия очевиден. С пригорка в поселке хорошо видно гору Чистоп. По преданию манси, во время Всемирного потопа, на этой горе спаслись девять манси, ставшие родоначальниками впоследствии многотысячного народа. Здесь в 1939-м году пропали в бескрайней тайге сорок бойцов НКВД, искавших десятитонное божество манси «Золотую Бабу», хранившуюся, по преданию в пещере у подножия горы Молебный Камень. Именно здесь, в Вижае, в соответствии с основным вариантом маршрута «Семь Чудес Северного Урала », заканчивается наша вертолётная экспедиция. Протяженность дневного сплава (по Вижаю): 35 км |
ДЕНЬ 8. Возвращение | |
|
Подъём в 8:00. Индивидуальные утренние дела. |
Загрузка вещей в микроавтобус, переезд в Нягань. Прибытие в цивилизацию. Разгрузка, упаковка личного снаряжения по автомашинам (либо трансфер участников экспедиции в аэропорт / на вокзал). Теплые напутственные слова от организаторов тура и пожелания встретиться вновь. Окончание экспедиции. Разъезд участников. Либо, по желанию группы, остановка в комфортном клубном отеле. Возможное питание в экспедиции
Весь неорганический мусор, образованный в процессе пребывания команды в дикой природе в экспедиционных условиях аккумулируется в полипропиленовые мешки, термосумки и вывозится обратно в цивилизацию. Продукты, используемые в экспедиции, переработаны и упакованы таким образом, что жестяная и стеклянная тары отсутствуют полностью. Это обстоятельство позволяет минимизировать все неорганические отходы, оставшиеся от упаковки продуктов, и, как следствие облегчает утилизацию мусора в походных условиях. После нас должно быть чище, чем до нас. Расстояние переезда пос. Вижай (Свердловская обл.) — г.Нягань (ХМАО): 430 км |
Все фотографии сделаны участниками экспедиций при прохождении данного маршрута и являются собственностью участников клуба. На сайте нет фотографий, отснятых не нами.
Предлагаем участникам туров воспользоваться услугами бренд-шеф-повар клуба "Дикий Север" и отведать изысканные таёжные блюда, приготовленные прямо во время экспедиции, меню сезона 2022:
Меню ЛЮКС | Меню СТАНДАРТ |
Все варианты туров к Перевалу Дятлова — по ссылке.
Каждая наша команда получает уникальный трек-номер для отображения текущей позиции на маршруте. Всегда есть возможность отследить месторасположение команды, находящейся на маршруте, в онлайн-режиме по ссылке или на главной странице. Посмотрите, как это организовано, на примере команды, отправившейся по одному из зимних маршрутов 06.03.2019.
Видео отзывы из экспедиции на Маньпупунер и Перевал Дятлова, "7 чудес Северного Урала" |
Александра | |||
Санкт-Петербург | |||
Поездка понравилась | Открыть отзыв с фото в отдельном окне |
Участвовала в экспедиции в августе 2018 | 20.09.18 | ||
В этом месте действительно ощущается мощный поток энергии, а пространство вокруг столбов словно спрессовано... | |||
Нашей целью были плато Маньпупунер и Перевал Дятлова. Добраться до этих мест можно только на вертолете (ну или идти больше недели в одну сторону). Перелет был назначен на 9 утра из Нягани (да, есть такой городок в 600 км от Ханты-Мансийска), но погода нас испытывала: на "Пупы" спустилось облако, и вертолет не мог туда приземлиться. Мы рисковали пролететь мимо всех красот в прямом и переносном смысле. Вылет отложили два раза, но дольше ждать было нельзя: на следующие два дня прогноз был еще хуже, а нам еще предстоял вечерний переход, плавно перетекший в ночной. За полтора часа лету наша группа имела возможность, как следует настроиться и по-настоящему ЗАХОТЕТЬ посетить "столбы выветривания". Ну, и насладиться видами из иллюминатора. |
|||
Читать подробнее
Хорошо, что у меня с собой в кармане брюк были беруши (а вы что, выходите из дому без них?), в наушниках не так удобно, зато аутентично. Да, мы все-таки попали на плато Маньпупунер! Прогулялись по тропе меж Столбов Выветривания, полюбовались на оленей на склоне горы, послушали рассказ егеря (молодой девушки, живущей здесь постоянно в одиночестве), подумали о вечном... "Пупы" являются одним из чудес света, местом силы и предметом поклонения манси. В этом месте, действительно, ощущается мощный поток энергии, а пространство вокруг столбов, словно, спрессовано... Очень хочется остаться здесь в тишине, спокойствии и одиночестве, хотя бы на пол часа. С группой по-настоящему насладиться этим местом довольно трудно, даже если пропустишь всю экскурсию и будешь на своей волне, в своем ритме. Возле некоторых столбов хотелось бежать бегом, возле других — красться на цыпочках, опустив взгляд в землю. Мы провели здесь всего час, так как нас ждал вертолет для дальнейшего движения в сторону горы Отортен. Так что пришлось спешно прощаться. До новых встреч! Следующей нашей точкой была гора Отортен — та самая печально известная гора, куда шла и не дошла группа Дятлова. Но вертолет смог выбросить нас лишь у ее подножия: коварное облако решило нас проверить на прочность! Казалось бы, какие-то 2 км до вершины. Но мы тогда еще не подозревали, что в условиях ходьбы по таким камням жизнь измеряется не километрами, а часами ходу. А часы имеют свойство превращаться в вечность. Ми-8 не глушил двигатель, у нашей группы было всего три минуты на то, чтобы выпрыгнуть из вертолета, выкинуть вещи и лечь поверх них (чтобы они не попали в лопасти). Было уже около 5 вечера, до заката порядка 3,5 часов и примерно 10 км хода по камням под 15-килограммовым рюкзаком. Мы шли сквозь то самое облако. Оно похоже на густой туман, который движется параллельно земле с приличной скоростью и особенно хорошо различим сквозь отверстия в скалах и ночью в свете налобного фонаря. На вершине Отортена наиболее безрассудные участники нашей группы взобрались на самые высокие острые камни, спускаться откуда было поистине опасно — ведь нога скользит по острым камням, а видимость внутри облака недостаточная. Но фотки получились красивые! С целью экономии времени (пытаясь дойти до захода солнца) мы решили не искать ворота Отортена. К тому же проходить сквозь них строжайше запрещено, если только ты не планируешь затеряться в мире мертвых... Каково же было наше удивление, когда ворота показались в тумане. От них веяло тревогой, хаосом и вечностью. Стоять к ним спиной было невыносимо, а если всмотреться в пространство за ними — можно увидеть закручивающиеся клубы то ли облака, то ли темной энергии. Полнейший Сайлент Хилл. Мне захотелось убежать оттуда, чтобы как можно скорее прервать этот визуальный контакт. А ведь одинокий путник рискует не оторваться, залипнуть и остаться тут навсегда. Никакого Места Силы здесь не было, было наоборот чувство, что ты на краю бездны, которая засасывает тебя внутрь себя. Мы припустили в путь, ведь у нас был план найти некий автономный модуль и заночевать в нем. А сумерки уже вовсю сгущались... Лично мне первый день перехода показался самым сложным. Тяжелый рюкзак нарушал равновесие и оттягивал назад. Под ногами курумник — острые, высокие, неустойчивые камни, по которым опасно передвигаться, так как нога может в любой момент соскользнуть. Трекинговые палки с непривычки не дают ощущения стабильности, а только мешаются в руках (которые хочется держать свободными, чтобы страховать себя от падения и переходить на полуприсед или четвереньки). Но ноги тоже не привыкли к такой нагрузке, потому через 4-5 часов хода ты уже живешь от остановки к остановке, каждый переход выжимая из себя 120-150-200% своих возможностей. А когда спустилась ночь, и пришлось включить налобный фонарь, невольно родилось опасение, что мы таки прошли не с той стороны ворот Отортена и уже давно затерялись в потустороннем мире. И ад выглядит именно так: бесконечное кружение по обломкам цивилизации в туманном холодном мареве, без верха и низа, начала и конца, вчера и завтра. Постепенно пришло осознание того, что НИКТО не придет, не приедет и не прилетит (ни драконы Дейнерис, ни великие орлы Средиземья, ни МЧСники, ведь связи нет даже спутниковой). И некому сказать: довольно, я удовлетворила свое любопытство, а теперь стоп-игра, хочу домой. Мои "курсовые" и "школьные" друзья меня поймут! Оказывается, мы с вами не преувеличивали в трекинговом упражнении "Кусты", намертво вцепляясь в рвущегося к своей цели человека и удерживая его. В природе все гораздо суровее! Первый день нашего похода все-таки завершился! Наш гид Макс принял решение не искать автономный модуль (к тому же у нас были неверные его координаты — не удивительно, что мы так его и не нашли))) и отправился на разведку, на поиск стоянки для ночлега. В целом, мы готовы были лечь, где стоим. Но парадокс был в том, что безветренно и мягко было в ложбинках, там был мох и мокрое болото. А где сухо — камни и пронизывающий ветер. Пока ждали Макса, пришлось впервые нарушить личное пространство друг друга. Попросту сбиться всем в кучу и прижаться поплотнее, чтобы не так сильно мерзнуть на ветру)) Палатки мы поставили с рекордной скоростью, забились в них и даже не помышляли о том, чтобы выползти и что-то там готовить на горелках (а разводить костер в эту ночь было бесполезно: во-первых, нет никаких деревьев, во-вторых, нет сухих деревьев и вообще ничего сухого, в-третьих, ветер, в-четвертых, ночь - часа два или около того!) Чтобы, наконец, согреться, мы пропустили по глоточку коньяка, заботливо припасенного заядлыми походниками. В ту минуту казались странными и смешными мои заявления на "большой земле" о том, что я не пью, не люблю крепкий алкоголь, а уж коньяк вообще терпеть не могу... Из горла, без всякой закуски - отлично! После целого дня такого хард-трекинга! Каково же было наше изумление, когда вдруг в каждую палатку гиды принесли по целому котелку какой-то еды!! Честно, не помню, что это было (возможно, макароны по-флотски). но это была самая вкусная еда в моей жизни))) В общем это была, пожалуй, самая классная ночь в этом походе: полная впечатлений и эмоций в диапазоне от отчаяния до настоящего счастья. Во второй день перехода были горные дороги и ручьи, очень красивые виды, перевал Дятлова и мемориал на месте гибели группы, а затем прогулка по лесному болоту. В горах навстречу нам встретились ребята, путешествующие на квадриках. Мы было позавидовали их мобильности, но когда они прокатили меня на этом вездеходе, я почувствовала, что лучше пешочком! Подпрыгиваешь на каждой кочке, а с учетом того, что дорога ВСЯ состоит из больших неровностей, то две минуты катания — весело, но достаточно! Возле мемориала гид Максим рассказал нам несколько версий гибели группы Дятлова. В этой истории много странностей, но тот факт, что группа была почти не экипирована, поставила палатку в крайне неудобном месте на склоне (хотя, через 200 метров была удобная ложбинка) и потом все были найдены, кто раздетым, кто в чужой одежде, свидетельствуют в пользу версии зачистки спецслужбами на месте испытания какой-то ракеты или оружия, с последующим вбросом гипотезы с бесчеловечным обрядом племени манси. А манси осталось-то всего две семьи, одна из которых - приятель нашего гида Валера. Его обманным путем даже заманили как-то в телешоу и в лоб спросили, зачем его предки убили группу Дятлова. К слову, все документы о поисках группы, а также о пусках и авариях ракет в тех местах до сих пор засекречены. После перевала мы двинулись резко вниз к берегу лесной реки, вдоль которой шли по болоту к месту нашей ночной стоянки. Развели прекрасный большой костер (первый в нашем путешествии), высушили промокшие обувь и вещи. Героем вечера был единогласно признан Саша Фролов, который сначала мужественно нарубил кучу дров, а затем весь вечер самооотверженно делал целебный массаж ног всем страждущим (а их немало скопилось за два дня пути). Спасибо ему за это, ведь завтра нас ждали 25 км по пересеченной местности! День третий. Сначала мы шли по узкой лесной тропинке, то и дело перешагивая через наваленные стволы деревьев, перебираясь через глубокие лужи и обходя болота. Причем, поспевая за гидом, шли мы со скоростью 4 км/час. Нетрудно подсчитать, что путь наш занял не менее 15 часов! Гид Макс все обещал дорогу, а затем развилку и большую дорогу. Но она оправдала наши самые страшные опасения: чем больше дорога, тем глубже на ней лужи. А на этой была еще и колея из мокрой глины, и все это дело пересекали ручьи, речушки, разливающиеся настоящими озерами! Приходилось подниматься в лес и обходить. В лесу мы боялись встретить медведя, поэтому участница нашей группы Анна постоянно производила шум трекинговыми палками, особенно, когда встречала на пути очередной медвежий след. Когда начало смеркаться, и народ стал уже совсем хромать, вдруг, как ангел в темном медвежьем царстве, появился тот самый Валера (манси) на своей буханке и забрал наши рюкзаки к стоянке "Изба Ильича", к которой мы держали путь. Так, последние 7 км мы шли налегке! Но, тем не менее, это было испытанием. Пришлось горланить песни на весь лес, а что делать? В ход пошел даже "Дым сигарет с ментолом" группы "Нэнси" (мало, кто смог мне подпеть) и "Крылатые качели". Когда нервы и силы были уже на исходе, впереди показался большой костер. Слезы счастья выступили на глазах у всех 12-рых путников... Мы сначала не поверили, но нас ждал шатер со столом, посудой и, о Боги, бифштексами из индейки с курицей с гарниром из копченой на костре картошки... Дальше нас ждал сплав на катамаранах. Собственно, изба Ильича находится на берегу реки Лозьва, которая была нашей дорогой в ближайшую пару дней (или 38 км). Два дня сплава по реке Лозьва были прекрасны своими видами (для меня вода — обязательное условие красоты) и сменой деятельности: ноги отдыхали, зато руки и весь корпус активно работали! Особенно, когда Александр Фролов со всей дури греб (и я, как второй гребец — тоже), а Леонид Жаворонков в тот же момент иcподтишка, но изо всех сил табанил! Команда! Еще мы многократно садились на мель, вручную перетаскивали катамараны, преодолевали на полной скорости опасные "расчески", заглядывали в пещеры, вылавливали потерявшиеся в воде термосы и часы ("Вика, можно мне сойти с катамарана? Я выронил часы за тем поворотом..."), ссорились (и, говорят, чуть не прибили друг друга веслом) и мирились... Правда, в первый день родилась все же пара мемов ("пробуждение внутреннего менеджера по коммуникациям", "в глаза мне смотри!"), но, что было в походе — останется в походе... Ночами было адски холодно, по утрам даже иней покрывал палатки и катамараны...Но ведь главное — держать ноги в тепле и сердцем не стареть! Спонтанные решения часто бывают самыми правильными. Как родилась эта идея взобраться на эту гору, напротив которой была наша финальная стоянка на Лозьве? Кто ж помнит... Но то, что эти предзакатные минуты вместе с лучиками солнца наполнили нас ощущением настоящего счастья - запечатлено на этих фотокарточках... Дальше путь домой, его начало. Мы почти целый день ехали на "Урале", а потом еще на одном. Это были "вахтовки" — такие вагончики на колесах. В первом было очень душно, а во втором - просто долго, поэтому мы спели ВСЕ известные нам песни). Сидели-лежали вповалку, по-семейному. В тесноте, да не в обиде))) Выходя в нескольких симпатичных точках с шикарными видами (не без взбирания на опасные высокие скалы), мы добрались до Ивделя, откуда ночной поезд увез нас в Екатеринбург. Обратный путь всегда прекрасен. С одной стороны, тебе немного грустно от того, что путешествие заканчивается и скоро расставаться. Ну, то есть вы будете по-прежнему работать в одном офисе и даже первое время обниматься при встрече около кофе-машины. Но постепенно привичные социальные роли вытеснят эту родившуюся в совместном походе эмоциональную близость... Пусть же она останется запечатленной, хотя бы в этом рассказе. |
Наталия | |||
Москва | |||
Поездка понравилась |
Участвовала в экспедиции в августе 2018 | 21.08.18 | ||
Очень интересно | |||
Если исключить момент, что назад у нас был не вертолет, а доставка на машинах, то гид Александр и шеф-повар Мурат сделали все, чтобы наше путешествие превратилось в настоящий и полноценный отдых. Так как мы часто путешествуем по труднодоступным и не оборудованным благами цивилизации местам, то понимали все возможные тяготы и лишения:) — так вот их старались максимально минимизировать, если можно так выразиться. |
|||
Читать подробнее
Скажем так, все изменения по маршруту (снова с оговоркой на отсутствие вертолета) делались с общим "советом стаи":) то бишь с нами. С погодой очень повезло, с людьми, с которыми были по ходу маршрута встречи тоже. Очень интересно. Не хватило (как фотографу) времени на Мань-Пупу-Нёр, чертовски не хватило. Хочется рассветов, закатов... а получилось все немного галопом. Теперь снова туда хочу, но, наверное, уже на снегоходах? чтобы хотя бы пару дней и снять как хочется, насладиться местом. Вот как-то так, вкратце. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ |
В затратную часть путешествия входят следующие статьи расходов:
Личные (дополнительные) затраты:
Также приглашаем в другие вертолетные туры и экспедиции: | ||||||
1-дневная вертолетная экскурсия: Маньпупунер и Перевал |
Экспедиция к Манараге — Царице Уральских Гор | Рыболовная экспедиция на Полярный Урал | ||||
и квадро туры: | ||||||
Экспедиция на квадроциклах на Перевал Дятлова | Квадро сафари к плато Кваркуш, Конжаку, Жигаланским водопадам |
Квадро тур со сплавом по реке Чусовой | ||||