Я очень люблю экспедиции в труднодоступные отдалённые уголки, где нет дорог, населённых пунктов, сотовой связи и, главное, нет людей. Это отличная возможность насладиться нетронутой природой, отдохнуть от городской суеты. Моя первая подобная экспедиция состоялась 8 лет назад. Тогда я побывала в глухих посёлках на северо-востоке Свердловской области, сняла фильм, который на сегодняшний день набрал 21 миллион просмотров. На ютюбе его можно найти, вбив в поисковую строчку название "Забытые деревни Урала".
Именно с тех пор я не представляю жизни без подобных экспедиций. За восемь лет у меня состоялось множество туристических поездок — пеших, на лодках, на снегоходах, на квадроциклах, на вертолётах. О каждом путешествии я рассказываю в блогах и, конечно, получаю обратную связь. Написать эту статью меня сподвигли комментарии, оставленные к публикациям о вертолётных экспедициях. По моим наблюдениям, некоторые туристы, которые ходят пешком, почему-то неистово недолюбливают тех, кто забрасывается на технике. Они считают великим подвигом и достижением то, что они идут пешком и считают, что все должны также ходить и гордиться этим. А тот, кто прилетает на вертолёте, и путешественником-то называться не должен... Но это совсем не так.
Вообще-то я люблю ходить пешком. Но перед этим неплохо было бы заброситься на вертолёте или на вездеходе.
В моей жизни были и экспедиции с вертолётной заброской, и длительные походы с тяжелым рюкзаком за плечами. И теперь я хочу поделиться своим мнением, почему при возможности я всегда выберу заброску на технике.
Пожалуй, самой масштабной пешей экспедицией стала моя поездка на плато Путорана. Тогда вместе с друзьями за пять дней мы прошли около 100 километров. Если вдруг вы не знаете, то плато Путорана — уникальный горный массив на полуострове Таймыр за Полярным Кругом. На вершине плато арктическая пустыня с очень красивыми озёрами, чистейшими реками, водопадами.
Труднодоступные отдалённые уголки поражают своей красотой.
Что касается вертолётных путешествий, они были на Северном и Приполярном Урале. Не так давно я вернулась из экспедиции на гору Народную. Это самая высокая вершина всего Урала. Её высота — 1895 метров. Мы забросились на вертолёте в район горы, разбили базовый лагерь в 7 километрах от её подножия, а потом в течение недели ежедневно делали радиальные выходы. Поднялись на саму Народную, а также посетили другие крутые локации в этом районе. Но сейчас не об этом...
За мной вершина горы Народной. Самая высокая точка Урала.
Итак, главным плюсом вертолётной или другой заброски я считаю то, что это даёт возможность путешествовать налегке и при этом взять с собой больше вещей. Во время похода по плато Путорана мой рюкзак весил примерно 25 кг. И это при том, что мой собственный вес около 45. Дома и в аэропорту я просто не понимала, как понесу эту тяжесть. Но человек ко всему привыкает. В том числе и к тяжёлому рюкзаку.
По размеру мой рюкзак во время путешествия по плато Путорана был не на много меньше, чем я сама.
Вещей пришлось брать по-минимуму. Ведь все нести на себе. А иногда каждый килограмм может быть в тягость. В один момент, когда мы искали спуск с плато и по ошибке угодили в ущелье, из которого не было выхода (оно заканчивалось обрывом и водопадом), я чтобы хоть как-то облегчить свою ношу, оставила в том ущелье новую удочку и новые резиновые сапоги. Если бы не дружище Андрей, который в определенные моменты очень мне помогал, наверное, весь рюкзак бы там и оставила.
Вот по такому склону мы спустились в ущелье и поняли, что угодили в ловушку.
Во время недавней экспедиции на Народную вещи были заброшены на вертолёте и потом большая часть из них находилась в базовом лагере. В походы я брала только самое необходимое — фото и видео технику, запас аккумуляторов, немного еды и теплых вещей. Кайф. Идешь и не думаешь о тяжелом рюкзаке. Просто наслаждаешься красотой вокруг и радуешься тому, что смог взять несколько аккумуляторов для квадрокоптера.
А вот мой рюкзак во время путешествия по Приполярному Уралу. Все вещи лежат в базовом лагере, пока я хожу по горам.
При этом в целом вещей я взяла больше. Холодными ночами мне ох как пригодились теплые штаны в двух экземплярах, шапки и куртки. А ещё можно не ограничиваться одним шампунем, ещё и бальзам для волос прихватить. Для туристов женского пола — это бесценно.
Наличие базового лагеря здорово экономит время. Когда мы шли по плато Путорана, каждое утро начиналось со сбора палатки, спальника, всех личных вещей. А вечер завершался установкой и распаковкой всего этого обратно. Скажу честно, лично мне, эти бытовые мелочи надоедают. Установить один раз базовый лагерь, разложить в личной палатке личные вещи для туристов женского пола также бесценно, как наличие кондиционера для волос.
В каждой экспедиции моя палатка — моя крепость. Хорошо, когда не надо каждый вечер её ставить.
Ещё один плюс заброски — возможность взять тяжелые предметы, о которых при пешем походе и речи идти не может. Например, на плато Путорана у нас были большие проблемы с дровами. Там на вершине их просто на просто нет. Приходилось собирать и жечь какой-то мох, который давал очень мало жара. Приготовление еды затягивалось и отнимало много времени.
Вот так на тлеющем мху мы кипятили воду.
На Приполярном Урале была такая же проблема. Только ничего собирать не нужно было. Мы взяли с собой баллон и специальное оборудование, чтобы готовить на газу.
Помимо газового баллона с собой взяли генератор. С его помощью каждый вечер заряжали аккумуляторы фото и видео техники. На плато Путорана я просто несла с собой запасные батарейки и очень сильно их экономила.
Наш базовый лагерь на Приполярном Урале. Фантастически красивое место.
Заброска позволяет сэкономить время и даёт возможность посетить больше интересных локаций. Всё-таки отправляясь в такие отдаленные уголки, хочется максимально эффективно расходовать время. Главной целью нашей экспедиции было восхождение на гору Народная. Туристы которые добираются до нее пешком ограничены тем, что им нужно дойти до горы, подняться и вернуться в цивилизацию. Мы же потратили на Народную один день, а еще в течение недели ходили в другие интересные места.
На плато Руин у подножия Народной.
Например, в один из дней я отправилась снимать ледник Манси, расположенный у подножия горы Мансинёр. По пути я видела группу пеших туристов, которые возвращались с Народной. Они прошли мимо горы Мансинёр, но не увидели ледник и бирюзовые озёра у подножия. У них просто не было лишних нескольких часов, чтобы посетить это место, хотя, по сути, оно было у них по пути.
Ледник у подножия горы Мансинёр.
Помимо ледника Манси, наша группа сходила в истокам реки Народы, где располагается живописный водопад, а также ещё один ледник — Югра. Помимо этого мы поднялись на безымянную вершину, где в советское время велась геологоразведка и нашли там горный хрусталь. Посетили целый каскад высокогорных озёр, где нерестится хариус, дошли до водопада на ручье Экспедиции, поднялись на скальный гребень над долиной ручья Мансишор. Конечно, все это было бы не возможно в рамках одной экспедиции, если бы нам пришлось тратить время на длительные пешие переходы. При этом ходили мы каждый день. И километров намотали не мало. Быстрая заброска и возвращение в цивилизацию даёт определённую свободу перемещений. Ты можешь придумывать любые маршруты. Главное, вернуться в базовый лагерь к моменту, когда прилетит вертолёт.
По пути в иллюминатор тоже есть что поснимать.
В итоге зачем отказываться от вещей, которые делают жизнь комфортнее и позволяют сэкономить время? К тому же заброска даёт возможность увидеть отдалённые уголки людям, которые физически или психологически не готовы к длительным переходам. А также людям, которые ограничены во времени из-за сильной занятости на работе.
Конечно, я ни чуть не жалею о той экспедиции с большим рюкзаком. Но и великим подвигом её не считаю. Мы отлично сходили благодаря крутой команде. Все помогали друг другу, когда было особенно тяжело. И уж точно не думаю, что люди, которые летали на вертолёте на плато, чем-то хуже, чем мы.
Эти ребята хоть пешком, хоть на вертолёте, все равно будут крутыми.
Напоследок, предвосхищая возможные комментарии тех, кто считает, что на вертолётах в горы летают одни олигархи и миллионеры, хочу сообщить, что участники групп, с составе которых была я, летали не по одному на личных вертолётах, а большой группой на пассажирском МИ-8. Отдых на русском юге в легкодоступных местах зачастую стоит не то что столько же, а даже дороже.
В отличие от тех, кто считает, что нужно ходить пешком и никак иначе, я думаю, пусть каждый путешествует так, как ему нравится: пешком или на вертолёте, на вездеходе или на велосипеде, на катере или на собачьей упряжке... Главное не сидеть на месте, а открывать новые для себя места!
Елена Поморцева (г. Владимир)
Июль, 2021.